Материальное и формальное образование

Материальное и формальное образование
   — концепции общего образования, определяющие принципы отбора его содержания. Термины появились во 2-й половине 18 в. и широко распространились в педагогике 19 в.
   Сторонники материального образования (или "дидактического материализма") основную цель школы усматривали в передаче учащимся возможно большей суммы знаний из различных областей науки, полагая, что развитие способностей происходит в процессе систематического овладения "полезными" знаниями. Полезность, пригодность для жизни - основные критерии отбора материала для школьного курса. Для материального образования характерны многопредметность (энциклопедический курс), перегруженность, слабая связь между предметами. Сторонники материального образования опирались на идеи Дж. Мильтона, Я.А. Коменского, И.Б. Базедова. Концепцию материального образования использовали сторонники реального образования (19 в.), прагматистской педагогики (20 в.).
   Сторонники формального образования гл. внимание уделяли развитию способностей учащихся, их мышления, воображения, памяти, а не усвоению большого объёма знаний. По их мнению, основным было то развивающее влияние, которое оказывает изучение науки (её фрагментов) на совершенствование умственных способностей учащихся. Особую формирующую ценность они видели в "инструментальных" предметах - в классических языках и математике. Концепцию формального образования поддерживали И.Г. Песталоцци, А. Дистервег и др.
   В русской дидактике теория формального образования распространялась Е.О. Гугелем, П.С. Гурьевым и А.Г. Ободовским (1-я половина 19 в.). Противостояние материального и формального образования выразилось в борьбе сторонников классического и реального образования в период реформ 60-х гг. 19 в. Теоретическое обоснование отношений между материальным и формальным в образовании дал П.Ф. Каптерев, требуя их гармоничного сочетания.
   В современной педагогике преобладает концепция двусторонней зависимости материальной и формальной сторон образования.
   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 137-138)
   Ч33

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Материальное и формальное образование" в других словарях:

  • МАТЕРИАЛЬНОЕ И ФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — МАТЕРИАЛЬНОЕ И ФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Концепции общего образования, определяющие принципы отбора его содержания. Сторонники материального образования основную цель школы усматривали в передаче учащимся возможно большей суммы знаний из различных… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • МАТЕРИАЛЬНОЕ И ФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — концепции общего образования, определяющие принципы отбора его содержания. Термины появились во 2 й пол. 18 в. и широко распространились в педагогике 19 в. Сторонники материального образования (или «дидактич. материализма») осн. цель школы… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • МАТЕРИАЛЬНОЕ И ФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — концепции общего образования, определяющие принципы отбора его содержания. Термины появились во второй половине XVIII в. и широкое распространение получили в XIX в. Сторонники материального образования считали, что значительный объем передаваемых …   Педагогический словарь

  • Формальное образование —    см. Материальное и формальное образование …   Педагогический терминологический словарь

  • РЕАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — (от лат. realis действительный, вещественный), тип общего образования, в основу к рого положено усвоение учащимися практически полезных знаний. В отличие от классического образования, Р. о. не предусматривало обязательного преподавания древних… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ I — МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ I. История медицинского образования. Первые достоверные сведения о М. о. относятся к древнейшим историческим памятникам восточной культуры. В Месопотамии кодекс Хаммураби (около 2250 г. до н. эры) уже занимается врачебными …   Большая медицинская энциклопедия

  • ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — автократичность, автоматизация, автономия обучающегося, авторитарное воспитание, авторитарность, авторитет, авторская школа, адаптация социальная, академическая задолженность, аккредитация образовательного учреждения, акмеология, активная… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • УЧЕБНЫЙ ПЛАН — основной нормативный документ образовательного учреждения, осуществляющего уч. процесс в рамках классно урочной системы и предметной структуры обучения. У. п., как правило, представляет собой таблицу, в к рой для каждого уч. предмета и каждого… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Песталоцци, Иоганн Генрих — Иоганн Генрих Песталоцци (нем. Johann Heinrich Pestalozzi, 12 января 1746, Цюрих, 17 февраля 1827, Бругг)  швейцарский педагог. Иоганн Генрих Песталоцци …   Википедия

  • Большая восьмёрка — это группа восьми промышленно развитых стран, проводящая регулярные встречи на высшем уровне. Саммит большой восьмёрки в который входят страны: Великобритания, Франция, Италия, ФРГ, Япония, США, Канада, а также Россия. Содержание >>>>>>>>>>> …   Энциклопедия инвестора


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»